uaenergy-logo
uaenergy-logoВ Киеве состоялся ключевой бизнес-форум стран Восточной Европы в сфере чистых технологий. Каковы перспективы проектов по производству энергоносителей из различного рода отходов? Участники состоявшегося в Киеве Форума ECOSMART-2011 уверены, что самые радужные, ведь количество мусора на планете неуклонно растет, а запасы углеводородов стремительно тают. Для Украины, погрязшей в миллионах тонн отходов, технологии их переработки, в том числе в энергию, могут стать для инвесторов главным бизнес-направлением уже в ближайшие 2-3 года.

Более 200 делегатов из 20 различных стран и более 50 докладчиков — таковым был состав участников первого форума в сфере чистых технологий ECOSMART-2011, состоявшегося 19-20 апреля в Киеве (организатор — компания Fuel Alternative). Наряду с проектами в сфере управления отходами, повышения экологичности промышленных предприятий, в центре внимания аудитории также были альтернативные виды топлива. В частности, ECOSMART и специализированная выставочная экспозиция стали площадкой для официальной презентации биотопливного проекта, реализуемого “Азовской нефтяной компанией” (АНК).

Начатый сегодня на предприятии АНК проект производства альтернативного моторного топлива фактически стал промышленным воплощением всех не реализованных ранее идей в биотопливной сфере, главной из которых было применение рецептуры, предусматривающей содержание в бензине не 5-7% биологических компонентов, как это было прописано в утвержденной 10 лет назад нацпрограмме, а более 30%. Инновационность нового топлива АНК подчеркивается также его названием — INNOVATIVE Е-95.

В конце марта топливо INNOVATIVE Е-95 сертифицировано бюро “Масма-Сепро”, а весь производственный процесс в АНК прошел менеджмент качества согласно требованиям ISO 9001-2010. Ранее АНК получила в Национальном агентстве по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов Украины сертификат о признании топлива альтернативным. Согласно украинскому законодательству, топливо является альтернативным, при условии содержания в нем не менее 33% биологических компонентов.

Производством альтернативного топлива на предприятии “Азовской нефтяной компании” занимается цех по производству бензинов. Технологическая цепочка ничем не отличается от производства смесевых бензинов за исключением применяемых компонентов. Отметим, что предпринимавшиеся ранее в Украине попытки производить альтернативные виды моторного топлива отчасти закончились неудачами, в том числе из-за низкой технологической культуры производства, проявлявшейся в низком качестве конечного продукта.

АНК сделала правильные выводы из украинского биотопливного бэкграунда. “Выпуск нефтепродуктов — сложный процесс, требующий особой культуры производства и мер безопасности. Все это в полной мере присутствует на нашем предприятии”, — подчеркивает директор АНК Андрей Чередников.

На INNOVATIVE Е-95 АНК возлагает большие рыночные надежды. Во-первых, это качественное топливо с улучшенными экологическими свойствами, соответствующее европейским стандартам. Во-вторых, цена реализации топлива в рознице ниже цены традиционного бензина марки А-92, хотя октановое число биотоплива превышает 95 единиц.

Примечательно, что наряду с контролем качества продукции, АНК также осуществляет защиту биотоплива от подделок. В частности, компания внедрила систему цветной маркировки продукции.

Перспективам производства и сбыта альтернативных видов моторного топлива также был посвящен доклад специалистов компании “Техинсервис”, эксплуатирующей около десятка установок по производству этанола. “Техинсервис” производит хорошо известный участникам топливного рынка продукт под названием КМПА, успевший завоевать популярность среди многих сетей АЗС, в том числе брендовых. Примечательно, в рамках Форума “Техинсервис” продемонстрировал два автомобиля, использующих украинский аналог топлива Е85 (европейская марка биотоплива, содержание этанола — 85%), выпускаемый компанией.

Ожидается, что в ближайшее время центром развития биотопливных проектов в Украине может стать Концерн “Укрспирт”. Наряду с уже реализуемыми проектами, спиртовики намерены также освоить производство этанола из неосновных видов сырья (основные — зерно, меласса). В ходе Форума министр АПК Николай Присяжнюк заявил СМИ о том, что “Укрспирт” планирует начать производство биотоплива из картофеля.

Наряду с этанолом, на роль массового моторного топлива может также претендовать биогаз. В частности, этот вид топлива сегодня использует значительная часть муниципального транспорта в Швеции, Дании и Норвегии. По мнению директора НТЦ “Биомасса” Георгия Гелетухи, учитывая большой ресурсный потенциал для производства биогаза в Украине, эти проекты могут стать основой для реанимации госпрограмм повышения экологичности городского транспорта. Такого рода программа в начале прошлого десятилетия была принята в г.Киеве и предусматривала перевод всего городского транспорта на газовое топливо (метан, пропан-бутан), однако через несколько лет она была свернута без четкой аргументации причин.

“Топливо лежит у нас под ногами”, — отметил в своем выступлении на форуме ECOSMART-2011 директор компании “А.Альфа-Украина” Александр Калантар, говоря о перспективах производства энергоресурсов из старых автомобильных шин. В настоящий момент его компания, производящая специализированное оборудование, заканчивает строительство завода по переработке покрышек в одной из стран Латинской Америки. В Украине заказов на подобные объекты пока не поступало, хотя, по словам директора “А.Альфа-Украина”, экономика таких проектов весьма привлекательна: рентабельность проекта составляет в среднем 40-50%, период окупаемости — не более 2 лет. Из одной тонны шин можно получить до 40% синтетической нефти, а также металлокорд и пирокарбон (применяется в строительстве).

В целом, по оценкам Fuel Alternative, потенциал производства различных видов альтернативных видов топлив составляет в Украине более 10 млн т в год. Иными словами, реализация данных проектов позволит Украине практически полностью закрыть потребности в моторных топливах. Но это в идеальном случае, когда страна станет местом массового “паломничества” серьезных зарубежных инвесторов. Пока что большинство из них обходят Украину стороной.

Источник: UA Energy